Салими Аюбзод

Нигариш ва кандуков

Сказка о проклятии Тамерлана

Боюсь, что подобно ежедгодно-новогодному повтору “Иронии судьбы” российские телеканалы станут традиционно показывать фильм “Проклятие Тамерлана” каждый год накануне 22-го июня или 9-го мая, Дня Победы над фашизмом. Трудно назвать фильм документальным, где патриарх узбекского кино, военный оператор Малик Каюмов говорит, что вскрытие гробницы тимуридов в Самарканде в июне 1941-го года стало прелюдией нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

А когда вернули кости Тимура в сакрофаг и замуровали, советские солдаты дали отпор немцам под Сталинградом и на войне произошел перелом.

Насколько эта мистика соответствует здравому смыслу, не говоря уже о научном или околонаучном объяснении, лежит на совести рассказчика, авторов, редакторов и консультантов фильма, но то, что Каюмов обвиняет в этом выдающегося таджикского писателя Садриддина Айни никак не соответствует действительности. Не приведя достоверных фактов, и твердя обо всем только “на честном слове ветерана” он рисует картину, по которому, получается, что Айни являлся намного всесильным, чем все руководители Узбекистана и даже “вождя всех народов и времен” Иосифа Сталина.

КАМЕНЬ В ОГОРОД АЙНИ

Непонятно, почему Каюмову потребовалось винить во всем этом великого Айни, который, по его словам, якобы являлся инициатором вскрытия погребений Тимура и тимуридов.

А какова историческая правда? Обратимся к документам. Действительно, в начале 1941-года по решению правительства Узбекской ССР была организована экспедиция в Самарканд по вскрытию погребений в мавзолее Гур-и Амир (в переводе с таджикского “могила эмира”).

В ее состав входили ученый и зампред Совмина Узбекистана Т. Н. Кары-Ниязов (руководитель), антополог-скульптор М. М. Герасимов, антрополог Л. В. Ошанин, профессор востоковедения А. А. Семенов, химик-реставратор В. Н. Кононов, архитектор Б. Н. Засыпкин, археолог В. А. Шишкин и узбекский ученый Х.Т. Зарипов. Как видим, это были в основном ученые из Академии Наук СССР и двое представителей Узбекистана, а Садриддин Айни в этом списке не значится. Но следуя словам Каюмова, авторы фильма называют Айни членом государственной комиссии, в котором он не состоял. Начиная с этого камушка далее в огород Айни полетят кирпичи.

Айни не состоял в данной государственной комиссии. То же самое подтверждает отсутствие даже самого малого упоминания о работе в составе данной экспедиции в мемуарах и дневниках Айни, который скурпулезно описывал любое свое участие в делах советских органов, особенно после попыток его ареста и обвинений в антисоветской деятельности в 1938 году. Он не упускал ни одного повода, чтобы упоминать о своем участии в государственных делах как бы в качестве доказательства собственной лояльности властям. А в такой ситуации никак невозможно не похвастаться членством в Государственной комиссии высокого уровня и общесоюзного масштаба.

Айни так же мог бы об этом написать в своих статьях. В июле и августе 1941 вышли два антифашистских и антивоенных эссе Айни — “Чингизхан 20-го века” и “Семиглавий див”. Казалось самое время использовать собственное впечатление о вскрытии могилы Тимура, еще одного кровожадного военачальника, покровителя, как твердит Каюмов, демонов войны. Но нет, Айни и словом не упоминает об этом. Такое «упущение» совершенно не свойственно этим годам жизни писателя. Читайте его дневниики, господин Каюмов!

И при этом, как утверждают авторы фильма, Айни мечтал писать роман о Тимуре.

ЧТО ОНИ ИСКАЛИ В ГРОБУ?

Официальное объяснение причин экспедиции заключалось в изучении эпохи узбекского поэта Алишера Навои в связи с подготовкой к празднованию 500-летия поэта, а основной задачой называлась “проверка достоверности некоторых исторических данных о Тимуре и тимуридах, а также восстановлении их облика по черепам.

Но есть и другая версия, по которой Сталин хотел найти сокровища тимуридов. Советская власть нуждалась в золоте и к тому времени было несколько случаев экпроприации великих гробниц, церквей, кладов. Согласно этой версии вскрытие гробницы было проведено под внимательным оком советского НКВД. Вряд ли существование некоторых сомнений властей в лояльности Айни позволили бы ему учавстовать в мероприятии государственной важности, в которой вовлечен НКВД.

В своих воспоминаниях, изданные в Москве в 1970 году, глава экспедиции, Кары-Ниязов, пишет, что в ходе работ в мавзолее Гур-и Амир он иногда советовался с «писателем и историком Айни», который жил поблизости.

По всей вероятности, Айни был нужен главе экспедиции как “внештатный консультант”, несравнений знаток исторических источников — летописей, антологий, словарей и трактатов. А также еще с времен учебы в медресе он занимался сбором народных преданий и притч, книг и рукописей. Кроме того, все надписи на могильных камнях были сделаны на таджикском языке, государственном языке эпохи тимуридов. Хотя Кары-Ниязов тоже по происхождению таджик и родился в образованной семье в Худжанде, математик по специальности, вряд ли он мог превзойти Айни в разборе надписей на могильных камнях, чтении и трактовке различных исторических документов.

Кары-Ниязов вырос в Фергане, а Айни в Бухаре и Самарканде. Поэтому Айни мог быть полезен главе экспедиции и как знаток местных обычаев и традиций.

ТРИ СЕДОВЛАСЫХ СТАРЦА

Судя по мемуарам Кары-Ниязова, еще до начала экспедиции были изучены почти все известные к тому времени документы о Гур-и Амир и рассказ Малика Каюмова, о том как к участникам экспедиции пришли три белобородых старца с древной книгой, в котором якобы говорилось, что всрытие гробницы Тимура станет причиной войны, больше смахивает на сказку.

Кары-Ниязов, который все операции по вскрытии гробницы проходили под его руководством и в его присутствии пишет, что “момент вскрытия сакрофагов было снято на кинопленку Маликом Каюмовым.” Скорее всего Каюмов находился там только в это момент. Но странно, что старцы приходят именно к Каюмову, а не к Кары-Ниязову, человеку облеченному властью. На Востоке так не принято.

Вот что говорит Каюмов-сказочник: «Вошел в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я еще отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалеку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?»

Кем же были эти старцы? Посланники из космоса? Почему же Кары-Ниязов, подписавший государственный отчет о вскрытии погребений, нигде не упоминает о них. Если это было невозможно сделать в отчете, он мог бы упоминать об этом в своих воспоминаниях, которые весьма откровенны.

Как упустили старцов и не узнали их имен в то время, когда по историческим документам, в те же самые дни был арестован охранник мавзолея Мухтар Алаев, обвиненый в распространении слухов. Ведь они тоже могли бы быть арестованными за антигосударственные слухи или попытки саботажа.

Но важнее всего, что это была за книга? Как называлась? Неужели Кары-Ниязов мог бы упустить такую книгу, тогда как он по крупицам собирал почти всю информацию об Гур-и Амир? И куда потом исчезла такая архиважная книга?

ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛА ЗА КНИГА?

Айни с его феноменальной памятью не мог бы забыть название книги и не искать его позже, когда был избран первым президентом Академии Наук Таджикистана и все древные рукописи этого учреждения были под его рукой. Используя их он позднее написал десятки книг и исследований и вряд ли охотник за рукописями мог упустить такую «добычу».

И если Каюмов прав, что Айни мечтал писать роман о Тимуре, не мог же он так лекгомысленно относиться к древней книге? И не спросить имен тех старцов. Очевидцы рассказывают, что Айни при встрече с новыми людьми, первым делом спрашивал про их корни, родителей, месторождение и т.д. Каюмов говорит, что «Айни начал оскорблять тех старцов по фарси, и начал палкой своей гнать их. И он сделал так, что эти люди, обиженные, оскорбленные встали и ему сказали пару теплых слов и ушли».

Непонятно, почему на фарси, но еще более непонятно, что Айни мог кого-то оскорбить, тем более людей старше себя, стариков, и гнать из палкой. Абсолютно не похоже на Айни. Где же уважение к старшим, о котором писал сам Айни? Неубедительно! Слова Каюмова полны ненависти к Айни. Вряд ли это признак правды. Тем более, что в живых нет ни Айни, ни Кары-Нязова и ни Семенова. Нет ни аудио- и не видеозаписи.

Выходит, что главным в экспедиции был Айни, а не Кары-Ниязов или Герасимов, и он принмиал решение, что и как делать? Но в кадрах, снятых Каюмовым в мавзолее мы ни разу не видим Айни. Каюмов не снял его даже тогда, когда по его же словам, Айни как ребенок подняв обе руки вверх кричал «Ура! Я был прав!» Что же получается? Когда нет других живых свидетелей можно ляпнуть все-что приходит в старую голову.

В другом месте фильма, Каюмов говорит: «А Айни сидел как мышь и ничего не говорил.» Почему же как мышь, а не как рыба? Не потому ли, что мышь — мерзость, а рыба — красота? Как позволяет себе седовласый человек, проживший такую долгую жизнь такотзываться о великом представителе другого народа, которого еще недавно считали основоположником узбекской советской литературы? Это что — недовоспитание или старческий маразм? Или сильная любовь к полководцу, которого вдруг кто-то потревожил.

Каюмов не допускает таких выпадов по ардесу Герасимова, который признается в своих воспоминаниях, что жаждал держать в руке череп Тимура и составит его скульптуру. Фильм-то ведь российский!

ГДЕ ЖЕ ЭТО БЫЛО НАПИСАНО?

“Не тревожьте дух войны, который погребен вместе с полководцем Тимуром Курагани.” Логичнее было бы видеть такую надпись на могильном камне, чем на страницах никому неизвестной книги. Как говориться, не отходя от прилавка. Но, судя по официальным отчетам, существование такого надписа на могильных камнях, увы, не зафиксировано. Кары-Ниязов приводит полный текст всех надписей, найденных в мавзолее.

Неизвестно, на каком основании в фильме звучат такие слова: «Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Кто это видел и кто перевел? Что означают словосочетания “в этой жизни” и “в следующей жизни”? Реинкарнация души?  Можно ли верить “постановочным кадрам” фильма?

По традиции, мусульмане не пишут на могильных камнях слова угрозы или злости. Больше пишут слова прощения, успокоения и доброй памяти.

Вместе с тем, следует признать, что это не простая могила и нельзя сказать, что о мавзолее эмира не существовали и не существуют десятки различных легенд и поверий. Действительно, согласно одному из них нельзя дотрагиваться до предметов находящихся в мавзолее или показать неуважения у ним. Но это больше всего исходит из исламской традиции, которая запрещает тревожит погребенных, хотя жесткое предосторожение относительно усыпальницы тимуридов имеет и другие корни.

Дело в том, что само воздвижение величественных мавзолеев радикально противречит исламской традиции. А украшение погребений драгоценностями и вовсе запрещается как свидетельство язычества. Видимо, поэтому в свое время, в ходе междоусобиц и при первых признаках распада империи тимуридов, мавзолей Гур-и Эмира был разграблен, как чужое и не сакральное по исламским меркам погребение.

Наследники Тимура всегда боялись, что останки жестокого и кровавого правителя могут подвергаться надругательствам.

Есть сведения о том, что в 1406 году тольпы грабителей смутной времени растоптали мавзолей, вынеся из него золотые предметы, покрывала, расшитые золотыми нитками, ковры, амулеты, камни и т.д.

Когда четвёртый сын Тимура, Шахрух (1377-1447) вновь захватил Самарканд в 1409 году, он нашел некоторых из похитителей ценностей, жестоко покарал и решил переделать мавзолей по исламским канонам, без каких-либо украшений и излишеств.

Тогда же он и издал указ убить на месте любого, кто дотронется даже до стен мавзолея. Указ должен был выполняться самым жестким образом, так как через некоторе время Шахрух перенс столицу из Самарканда в Герат. А страх должен был прочно оставаться в Самарканде даже и в отсутствии правителя.

Возможно, всеобщий страх по отношению к мавзолею осталась в народной памяти в виде различных сказаний, в том числе и преданиями о том, что дотрагивание до могил освободит демонов войны и жестокости.

ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ

Судя бо документам, собранным до начала самаркандской экспедиции было неизвестно где точно погребен Тимур. Кары-Ниязов, например считал, что Тимур погребен в Герате. Его теория базируется на том, что Шохрух перенеся столицу из Самарканда ва Герат, перенес и останки отца.

Другие ученые называли Кеш (современный Шахрисабз), Балх, Утрар и другие города. Действительно в день смерти Тимура по его же завещании могила для него была изрыта в Кеше, рядом с могилами отца и матери, но он не был погребен в своем родном городе.

На основании записок Герасимова о том, что ему пришлось перебороть в себе ученого, чтобы добавить монголоидные черты черепу извлеченному из гроба Тамерлана, сегодня некоторые пишут о том, что в могиле был обнаружен вовсе не Тимур аз человек с европейскими чертами лица. Рыжие волосы, обнаруженные в сакрофаге, еще одно доказательство того, что это не скелет Тимура, так как у него были черные как смола волосы.

Каюмов, увидевший останки и снявший их на кинопленку, говорит о человеке выского роста («метр восемьдесять, метр девяносто”, с вожделением говорит он). А ведь во всех исторических книгах говорится, что Тимур был невыского роста, традиционного для его племени.

Смертельный запрет, предотвращающий возможное вскрытие погребения в Самарканде и пугавший богами войны мог бы еще означать и страх Шахруха, который возможно действительно вывез останки отца с собой в Герат и не хотел, чтобы об этом узнали люди.

Интересно, можно ли выяснить истину через генетический анализ ДНК? Скорее всего да, если изучить и сопоставить генетический код всех представителей тимуридов. И если окажется, что действительно в Самаркандском сакрофаге находился не Тамерлан, а кто-то другой, кто предположительно заменил Тимура в могиле, то вся псевдонаучная версия Малика Каюмова окажется ничем иным как комедией замены места действия из серии «Ирония судьбы», полностью испортивший в принципе нормальный фильм о последнем пристанище Тамерлана.

16.01.2010 - Posted by | Синемо, Таърих, Узбакистон | , ,

34 Comments »

  1. Ustod salomat boshed baroi ravshani ovardan ba in mas’ala, holo ki har yak muzduru firebgar az pai garazhoi pasti khud, ki kismati tabiatashon shudaand va az kompleksi beta’rikhi va benomi ranj mebarand, bahri siyoh kardani nomhoi voloi Tojikon ba Bobojon Gafurov va hatto Ayni zabon daroz mekunand. Ammo, inshaolloh, to mardoni banomusi millat hastand, in badbakhton ba gayr az sharmandagi chize nakhohand burd… Khudo hofiz.

    Comment by saytavarali | 17.01.2010 | Reply

    • Сипосгузорам аз ишораи Шумо ба руйдодхои як силсила будани хамла ба Бобочон Гафуров ва Садриддиини Айнй. Ба эхтимоли зиёд ин раванд идома хохад кард.

      Comment by aioubzod | 18.01.2010 | Reply

  2. Salimjon, salom!

    Maqolai bisyor khub navishtai. Ma’lum ast, ki vaqti ziyodero baroi omoda namudani on sarf kardai. Tashakkur!

    Filmi hujjatii asli, ki dar davrai shuravi dar borai kushodani maqbarai Temur ba navor girifta shuda bud, man ham tamosho karda budam. Dar haqiqat, u shakhsi miyonaqad budaast. Agar khato nakunam, dar borai sababi langidani Temur niz ma’lumote bud. Muvofiqi on, sababi langidan jarohati jangi nabuda, sili ustukhon budaast…

    Comment by Faridun | 18.01.2010 | Reply

    • Фаридуни азмз, салом. Вокеан хеле захмат ва алам кашидаву навиштам ва шодам, ки нихоят хатто туро бо он тамкину шикебоият ба чумбиш овардам.

      Зимнан, танхо пас аз навиштани он дидам, ки устод Адаш Истад хам дар ин бора дар блогаш матлабе гузоштааст. Ман хеле вакт боз мавод чамъ мекардам ва маколаамро дар зехнам менавиштаму менавиштам.

      Ба падари бузургвор, устоди хамаи мо, саломхои гарм!

      Comment by aioubzod | 18.01.2010 | Reply

  3. Ман ба русй навиштам, то ба афроди марбутаву дахлдор бирасад, ки чй коре кардаанд.

    Comment by aioubzod | 18.01.2010 | Reply

  4. Ташаккур Салимчон, барои маколаи амик, мудаллал ва пурмухтаво.
    Хадафи Каюмов аз суе санг андохтан ба устод Айнист, ки сабабаш маълум нест, шояд ба кавли Фирдавси уро низ “роз бо модар аст?” Намедонам!
    Ва аммо сабаби асли, гумон мекунам, ин аст ки Каюмов хостааст, ба ин востиа аз бобои худ — Темури ланг тамчид ва ситоиш кунад. Яъне, Темури ланг он кадар бузург аст, ки пас аз марг низ кушодани гураш боиси чангу пархош ва кушта шудани миллионхо одам мешавад. Ва чун хама кор бо хости Худо вокеъ мешавад, Темур ки назаркардаи Худо аст, Худо барои ноором кардани рухи у миллионхо нафарро ба куштан медихад!

    Comment by Кодири Рустам | 18.01.2010 | Reply

  5. По сути его разговора в этом “фильм-Comedy club”-e, этот не уважаемый человек Каюмов ненавидит Таджиков. Он оскорбил не только Садриддина Айни, а нескольких миллионов человека в Таджикистане и в том числе в Узбекистане. Причем здесь Устод Айни. Им надо обижаться на Сталина, а ни на Устода Айни. Почему, он про Сталина или про другие члена экспедиции молчит? А именно нападает на Айни, как шакал! Всем ясно что, это от ненависть к Айни и всем Таджикам!

    Comment by Patriot | 18.01.2010 | Reply

  6. Ташаккур Салимчон, барои маколаи амик, мудаллал ва пурмухтаво.
    Хадафи Каюмов аз суе санг андохтан ба устод Айнист, ки сабабаш маълум нест, шояд ба кавли Фирдавси уро низ “роз бо модар аст?” Намедонам!
    Ва аммо сабаби асли, гумон мекунам, ин аст ки Каюмов хостааст, ба ин востиа аз бобои худ — Темури ланг тамчид ва ситоиш кунад. Яъне, Темури ланг он кадар бузург аст, ки пас аз марг низ кушодани гураш боиси чангу пархош ва кушта шудани миллионхо одам мешавад. Ва чун хама кор бо хости Худо вокеъ мешавад, Темур ки назаркардаи Худо аст, Худо барои ноором кардани рухи у миллионхо нафарро ба куштан медихад!
    Яъне Каюмов ба ин васила Темури дузахиро назаркардаи Худо эълом намуда, Худованро низ тахкир кардааст.
    Худо уро ба сазояш бирасонод!

    Comment by Кодири Рустам | 18.01.2010 | Reply

    • Саломат бошед, Абдуқодири азиз. Комилан дуруст мегӯед, фақат як чиз мафҳум нест, ки ӯро вдоро кардаанд, ин гуна сӯҳбат кунад ва ё худаш саршор аз танаффур аст. Дар ҳар сурат ба ӯ зебанда нест, бо он сари сафед чунин дили сиёҳ дошта бошад.

      Comment by aioubzod | 19.01.2010 | Reply

  7. Шохиди зиндаи дигаре хаст – Камол Айни. Асли вокеаро аз он кас бояд пурсид.

    Comment by Адаш ИСТАД | 18.01.2010 | Reply

    • Устод Камол як посух додаанд ба Қаюмов, аммо ба назарам қонеъкунанда намудор нашуд. Ҳатман бисёр мардум дар Самарқанд аз он ки афроде қабри мусулмононеро кофтуков мекунанд, норозй будаанд, аммо даргумон аст, ки пас аз террори сталинии солҳои 1937-1940 касе тавониста бошад, эътирозашро баён кунад. Яке аз решаҳои хашму алами Қаюмов ҳамин ҳам буда метавонад.

      Comment by aioubzod | 19.01.2010 | Reply

  8. Спасибо за статью! Все по делу написано!

    Comment by Firdaus | 18.01.2010 | Reply

    • Спасибо, Фирдавс, за поддержку!

      Comment by aioubzod | 21.01.2010 | Reply

  9. Зихи Устод, Зихи Салим! Дер ояду шер ояд. Чунин маводро аллакай 2 ё 3 сол буд, ки аз чониби точикон мунтазир будам, аз бозе, ки бори нахуст ин филми манхус ва пур аз тахкиру тухмат тавассути канали “дусти стротежи” пахн гардида буд. Мунтазир будам, ки макомоти давлатии Точикистон дар симои ВКХ ё макоми зидахли дигараш вобаста ба “филми” мазкур эътироз хоханд кард, вале хайхот. Хушбахтона шумо ин корро кардед, рухи Устод Айни шод гардид албатта.
    Мархамат, журналистони “дарунмарзи” навиштани маводи журналистиро аз Устод Салим ёд гиранд. Ана инро пажухиш мегуянд, факт, далел, ракам… Ташаккур аз шумо, Устод!

    Comment by Sooroosh | 19.01.2010 | Reply

    • Дуруд бар Суруши азиз. Зиёд ситоиш накунед, чунин арзишро банда надорам, фақат аз ҷӯшидани хун ин сатрҳо берун омад. Аз замоне ки аввалин бор филмро дидам, ба гирдоварии мавод сар кардам ва фурсати зиёде ба ин сарф шуд.

      Comment by aioubzod | 19.01.2010 | Reply

  10. Интересно, но факт остается фактом. Каюмов сам невольно признался, что Айни лучше всех знал историю среди членов той экспедиции, так как, судя по словам Каюмова между Айни и другими членами экспедиции, шёл спор. Все кроме Айни уверяли, что Тимур не здесь похоронен. Но как всегда, в конце концов, слова Айни подтвердились.
    Но то, что все остальное в том фильме бред старого, больного болтуна не вызывает сомнения. Вместе с тем хочется отметить, что Салимчон Аюбзоду не следует приравнять себя с такими хитрыми, душевнобольными, одновременно бессовестными трусами, как М Каюмов.
    Но вот ваш вызов телеканалу меня восхищает. Ведь они во всем виноваты, фильм они готовили и вероятно всего они по собственному желанию его отредактировали. Я не исключаю вероятность того, что Каюмов помимо Айни оскорблял и другие лица той экспедиции. Но авторы фильма позаботились о том, чтобы эти эпизоды не вышли в экран. Вот об этом стоит написать. Такой авторитетный телеканал показывает мистический фильм о реальных событиях новых времен, отрицая исторические факты и заслугу своего народа в борьбе против фашистов. Если Тимур способен даже после своей смерти воевать в ту или иную сторону, то почему он не сталь защищать свой любимый город от Шайбинидов, Сафавитов, Надиршаха или от большевиков? Скорее всего, жажда зарабатывать деньги путем рекламы своего телеканала взяла верх над здравым умом и журналистикой этики. В первые годи после показа этого фильма некоторые таджикские ученые осудили М. Каюмова в страницах местных газет, но ни кто не осмеливался осудить самого телеканала. Я хочу отметить, что Каюмов всего лишь актер в том фильме, и осуждать его бесполезное дело. Думаю, таджикская интеллигенция в письменной форме должна обращаться в руководство этого телеканала о том, чтобы они уничтожили или в дальнейшем не показывали этот фильм с таким содержанием. (Ман хам ба руси ба хамон иллат навиштам, ки мизбони ин сомона навиштааст.)
    Гар айби номи поки Айни кунад касе,
    Дарё палид менашавад аз дахони саг.

    Comment by Шоди | 19.01.2010 | Reply

    • Спасибо за поддержку,Шоди. Но должен заметить, что я видел список членов экспедиции и там нет имени Айни. Я глубоко убежден, что Айни присутствовал в некоторых моментах экспедиции только благодаря главе эекспедиции Кары-Ниязову.

      Но Вы правы, что нужно было бы больше сфокусироваться на фильме. Непонятно и обидно, что создатели фильма поступили неэтично, оставив в фильме нападки Каюмова на Айни. Ни один нормальный редактор или режиссер не делает таких глупых ошибок, если конечно у него или нее нет определенной цели. Ведь если они придержались бы нормального тона, фильм бы от этого только выиграл бы. Правду лучше сказать без брани и ругани.

      Не могу сказать, что у создаталей фильма были какие-то свои цели сталкивать две соседние и родственные народы, хочу верить, что у них не было таких намерений, но надо судить по результатам. Ни этот фильм и ни высказывания Каюмова отнюдь не направлены на укрепление понимания и уважения между народами и культурами.

      Но самое главное, господин Каюмов не должен был произносить оскорбляющие слова в адрес Айни, которого нет в живых. Копать могилу кровавого завоевателя, видите ли, грех и плохое дело, а вот унижать и оскорблять память великого писателя, очень легкое как дважды два дело. Каюмов только выиграл бы показав свое уважение как к одному так и к другому, если он пытается сказать, что уважает историю своего края.

      Вряд ли авторы будут переделывать фильм, но вот распространять наше мнение о нем надо, чтобы дошло до потенциальных зрителей. Тогда они будут смотреть филмь уже другими глазами.

      Спасибо еще раз.

      Comment by aioubzod | 19.01.2010 | Reply

  11. Табрик устод, маколаатон дар Центарзия ру ва чанд сайти дигари русй хам нашр шудааст. Дар он чо як нафар чунин посух додааст шумо чи мегуед
    —————–
    Возможно не все, что рассказал Малик Каюмов соответствует действительности. Пожилой человек, решил немного преукрасить свои воспоминания об этом историческом событии и включил в рассказ некоторые отсебятины, учитывая, что не осталось свидетелей. Умный и сообразительный человек сделает свой вывод из рассказа этого заслуженного старика. Конечно-же и ребенку понятно, что не мог Малик Каюмов прочитать и понять смысл древней книжки на арабском языке и в арабской графике. Тут целый институт древних рукописей работает над древними источниками, а какой-то обрусевший кинооператор спокойно читает и понимает смысл рукописей. Но дело не в этом. Меня удивляет то, почему наши таджикские друзья все берут в штыки. Никто здесь не унижает какую либо нацию, тем более таджикскую. Айни не только таджикский, но и узбекский писатель. Мы также его считаем своим, как и таджики считают его таджиком. Возможно он был немного резок со сложным характером, что обратило на себя внимание молодого оператора. Ну и что с этого, нормальное явление для нормального реального человека, даже если он будет ученым или писателем.

    Comment by Samandar | 19.01.2010 | Reply

    • Ташаккур аз Шумо, Самандари азиз. Касе хам ки бошад, хуб гуфтааст, вале афсус муносибати нав хама аз бародарони кишвари хамсоя ба Айнй ингуна аст. Агар дар ёд дошта бошед, чанде пеш мехостанд, Хона-музейи Айниро дар Самарканд ба хок яксон кунанд. Онхо аз ин накша барнагаштаанд ва рузе ин корро хоханд кард, танхо баъд аз доду фарёде, ки мо, расонахои интернетй бардоштем, сабаб шуд, ки муваккатан аз нобуд кардани осорхонаи Айни даст бардоранд. Инхо хама халкахои як занчиранд.

      Comment by aioubzod | 21.01.2010 | Reply

  12. Боз ин хам аз хамон чо
    —————-
    Факт о том что Темур был хромой подтвердился когда открыли его гробницу, но автор почему то забыл про это.

    Comment by Samandar | 19.01.2010 | Reply

  13. Як казок навиштааст
    ————–
    карлик по имени тимур очевидный злодей имя которого стоит рядом с именем гитлера, и Слава Богу ! он не наш предок, а предок узбеков, и это общепризнанно, дело в том что почему я это пишу этот карлик тамерлан резал нас казахов и нашу золотую орду раздолбал, у нас говорят “Жеті атасын білмеген – жетесіз! Каждый казах знает свое родословное которое гласит о чудовищном злодеяние карлика тимура против казахов,вот мы ненавидим А.Тимура!

    Comment by Samandar | 19.01.2010 | Reply

    • Вы говорите так потому что таких великих мировых предков как Амир Темур не было у вас. Он был могучим раздалбал всех например казнил Баязида после этого он признается спасителем Европы монголов он уничтожил ,спас русских от монголов когда Темуриды сооружали архитекторные шедевры когда русские ходили в соломенных тапочках и отращивали борода по 5 метров
      Проклятие не сказка

      Comment by Д | 10.07.2018 | Reply

  14. Бехтарин!

    Comment by Mahbub | 20.01.2010 | Reply

  15. Салом Салим Мухтарам,

    Я полностью с вами солидарен что касаеться искажения каюмовым данной темы, но возможно вы ошибаетесь в вопросе участия Айни, существует статья Камола Айни, (котрый видимо также присутсвовал при вскрытие могилы Темурлана будучи еще ребенком) где он опровергает рассказ Каюмова, но уже описывая историю с участием Айни и как очевидец. Если я найду у себя его статью я вам пришлю, если конечно это вам будет интересно.

    Бо Эхтиром,

    А.Б

    Comment by А.Б | 20.01.2010 | Reply

    • Уважаемый А.Б., добро пожаловать в этот скромный садик мыслей! И спасибо за помощь в поисках истины. Я не писал, что Айни НЕ УЧАВСТОВАЛ в событиях связаных с вскрытием погребений. Он не был членом госкомиссии, его имя не фигурирет в официальном списке.

      Вот что пишет, руководитель комиссии Ташмухаммед Ниязович Кары-Ниязов: “Писатель Садриддин Айни, живший в Самарканде недалеко от мавзолея Гури-Мир, где происходило вскрытие погребений, иногда посещал мавзолей во время работы экпедиции, интересовался результатми ее работы.” Цитата по книге “Размшления о пройденном пути”, Москва, 1970, Издательство политической литературы. стр. 206.

      Comment by aioubzod | 21.01.2010 | Reply

  16. (С) К. С. АЙНИ, председатель Литературного фонда Айни.

    В 1930-1950 годы в СССР были созданы научные комиссии по вскрытию захоронений исторических лиц для подлинной идентификации их погребений и создания их объективных подлинных портретов. Так, в январе 1939 г. специальная комиссия вскрыла в Софийском соборе в Киеве мраморную гробницу Ярослава Мудрого. В июне 1941 г. специальная правительственная комиссия вскрыла в Гуримире в Самарканде захоронения тимуридов. В августе 1944 г. было вскрыто погребение адмирала Ф. Ф. Ушакова. В 1956 г. в кишлаке Панджруд были произведены раскопки могилы сновоположника таджикско-персидской поэзии Рудаки. В состав этих специальных комиссий включались известные историки, археологии, антропологи, правительственные чиновники.

    И в каждую комиссию включался М. М. Герасимов – реконструктор, антрополог, скульптор, историк, консультант всех приведенных выше экспедиций, а главное – автор скульптурных портретов перечисленных исторических лиц. Членами правительственной комиссии по вскрытию захоронений тимуридов были очень солидные, именитые люди – видный ученый Узбекистана, зам.председателя СНК УзССР, руководитель комиссии Т. Н. Кары – Ниязов, выдающийся писатель и историк Садриддин Айни, известный востоковед А. А. Семенов, а также М. М. Герасимов. В киносъемочной группе, снимавшей эту научную экспедицию, находился молодой кинооператор Малик Каюмов. К настоящему времени живым официальным участником вскрытия гробниц тимуридов остался лишь М. Каюмов, который вдруг, спустя 62 года, решил вернуться к событиям тех далеких дней и представить историю в своем мистическом понимании, исказив реальные события. Поскольку нет в живых ни Т. Н. Кары-Ниязова, ни Садриддина Айни, ни А. А. Семенова, ни М. М. Герасимова, М. Каюмов, не опасаясь, представил свои домыслы о вскрытии гробницы Тимура. В 2003 г. был. создан фильм под названием “Проклятие Тимура”, включивший кадры, снятые М, Каюмовым, и его вымыслы.

    С высоты нынешнею положения Героя Социалистического Труда он как-то фамильярно, с пренебрежением рассказывает в фильме о выдающихся ученых, членах комиссии по вскрытию гробниц тимуридов, их беседах, их восприятии событий того времени, искажая их речь, с легкостью вкладывая в их уста слова на уровне своего лексикона, забыв, что еще живы свидетели тех исторических событий..

    Одним из свидетелей был я, сын Садриддина Айни. Отец взял меня с собой, когда вскрывали погребальную камеру в Гур-и эмире. Мне было тогда 15 лет, и я вел дневник, куда подробно записывал интересные происшествия, эпизоды, факты, связанные с отцом. М. Каюмов в фильме рассказывает о трех старцах, которые принесли книгу, где были слова о запрете трогать могилу Тимура, иначе начнется война. По словам М. Каюмова, он якобы прочитал эти слова по-арабски в книге, а потом привел туда Т. Н. Кары-Ниязова, С. Айни и А. А. Семенова. Они якобы посмотрели книгу, и С. Айни, по домыслу М, Каюмова, стал ругать старцев на фарси и выгнал их палкой. В своих записях я нашел этот эпизод, вот его перевод:

    “Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: “Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война”. Все присутствующие воскликнули: “О, Аллах, сохрани нас от бед!”. С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел ее и обратился к старцу по-таджикски:

    “Уважаемый, вы верите в эту книгу?”
    Ответ: “Как же, она ведь начинается именем Аллаха!”
    С. Айни: “А что за книга эта, вы знаете?”
    Ответ: “Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий”.
    С. Айни: “Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего “Джангнома” – книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места – мазары. А те слова о могиле Тимурлана – это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Самани, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон, и других, чтобы уберечь захоронений от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой”.

    Книгу взял в руки Т.Н. Кары – Ниязов, внимательно посмотрел её и, в знак согласия, кивнул головой С. Айни. Затем взял в руки Малик Каюмов, которого все гам называли “суратгир” (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а наоборот, по-европейски с лева направо. Поскольку М. Каюмов не знает таджикского языка (фарси), он не понял беседу старцев, разговаривающих по-таджикски, и все исказил с оттенком пренебрежения к присутствовавшим таджикам и таджнкоязычным. Ведь Т. Н. Кары – Ниязов , таджик по национальности, говорил с С. Айни и с А. А. Семеновым по-таджикски.

    В своей книге М. М. Герасимов писал, что “одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности вскрытого захоронения Тимура”. Известно, что до вскрытия могилы Тимура в Гур-Эмире ученые предполагали, что Тимур был захоронен или в Шахрисабзе, или в Атраре (А. А. Семенов), или в Герате (Т. Н. Кары – Ниязов ), или в Самаркацде (С. Айни). Когда же С. Айни услышал от М. М. Герасимова, что Тимур именно захоронен в Гуримире, он, естественно, был удовлетворен правотой своей научной гипотезы.

    В фильме же М. Каюмов рассказывает, что когда М. М. Герасимов после вскрытия гроба Тимура и осмотра останков засвидетельствовал, что это могила именно Тимура, С. Айни якобы начал кричать: “Ура! Я был прав, мое предположение оправдалось”. Трудно поверить, чтобы степенный 63-летний ученый, выдающийся писатель, переживший в жизни массу трагических и радостных событий, так публично, торжествующе отреагировал криком перед своими солидными коллегами и очень близкими друзьями. И уж никак он не мог кричать по-русски, когда там его коллеги и большинство участников, кроме съемочной группы, были таджикоязычными. Все свидетельствует о том, что слова М. Каюмова – это не только явная ложь, а тенденциозность по отношению к таджику С. Айни. Особенно это явно в другом эпизоде, рассказанном М. Каюмовым.

    Он сообщает в фильме, что вечером 21 июня 1941 г., после вскрытия могилы Тимура, изможденные, возбужденные кинематографисты затемно вернулись в гостиницу, стали обсуждать события дня, слушать радио. И вдруг услышали на английском языке сообщение о начале войны. Вот его слова: “Мы растерялись, вся наша съемочная группа, А Айни, домулло Айни, который погнал этих людей, сидел как мышь и молчал, и даже слова не сказал”. В этом рассказе М. Каюмова так много несоответствий, лжи, что просто поражаешься, как можно так несерьезно относиться к историческим событиям.

    Во-первых, С. Айни после тяжелого дня поехал со мной, со своим сыном, домой, и уж, конечно, он никак не мог находиться в гостинице со съемочной группой, где он якобы услышал сообщение о начале войны и все увидели его реакцию на это страшное, грозное известие. Во-вторых, как могла съемочная группа услышать по радио о начале войны вечером 21 июня, когда фашисты напали 22 июня в 4 часа утра, а по среднеазиатскому времени это было в 7 часов утра?

    Далее, рассказывая о перезахоронении Тимура в феврале 1942 г., М. Каюмов связывает это событие с исторической победой в Сталинградской битве. Исторические события он передает в своей интерпретации, также не соответствующей действительности. Он якобы сообщил самому заместителю Верховного Главнокомандующего генералу армии Г. К. Жукову о пророчестве Тимура и предупредил, что “советские солдаты в армии не побеждают, надо захоронить Тимура”. Якобы, по словам М. Каюмова, Г. К. Жуков передал эти слова И. В. Сталину, который туг же отдал приказ о перезахо- ронении Тимура, которое состоялось 20 декабря 1942 г. Это было, как говорится в фильме, накануне Сталинградской битвы.

    Обращаясь к зрителям, М. Каюмов заканчивает свой рассказ: “Через два дня после перезахоронения гимуридов мы победили в Сталинграде! И первая победа была в Сталинграде, вот как. Удивительно, как же участник войны забыл самые первые наши победы под Mосквой в декабре 1941 г? И первые победы он перенес в декакабрь 1942г. А истинные исторические события произошли вовсе не в связи с перезахоронением Тимура. Сталинградские события были связаны с тем, боевая мощь Красной Армии в течение лета и осени 1942 года непрерывно возрастала, с сентября начали проводить подготовку контрнаступления с целью полного разгрома врага в Сталинграде. 19 ноября Юго-Западный и Донской фронты перешли в контрнаступление 20 ноября – Сталинградский фронт. Благодаря этим контрнаступлениям было завершено окружением врага в районе Сталинграда. А 16 декабря началось наступление. 25 января 1943 г. советские войска ворвались в в Сталинград, 31 января взяли в плен фельдмаршала Паулюса. 2 февраля была завершена историческая Сталинградская битва. Как в подлинные даты Сталинградской битвы и победы не ответствуют рассказу М. Каюмова.

    А что касается останков тимуридов и их захоронения, то в Москве М. М. Герасимов закончил работу “по всестороннему изучению останков тимуридов” 28 октября 1942 г. Затем была создана специальная комиссия которая совершила погребение останков тимуридов 20 декабря 1942 г. Кстати, М. М. Герасимов писал в своей книге, что “все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммад султан, Мираншах), были повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения”. Перезахоронение 20 декабря 1942 г. – это было уже их третье погребение.

    Итак, основная идея фильма по рассказу Каюмова – это показать, что война началась из-за вскрытия могилы Тимура, а первая победа в Отечестввнной войне была достигнута благодаря захоронению останков Тимура. И если бы Т. Н. Кары – Ниязов , С. Айни, А.А. Семенов поверили старцам, то якобы, может и не было бы войны. А если бы якобы М. Каюмов не предупредил Г. К. Жукова, то не было бы побед на фронте. М. Каюмов все это рассказывал в фильме на уровне своего интеллекта, своего культурного уровня. Российское телевидение уже несколько раз показывала этот фильм “Проклятие Тимура” по каналу “Россия” и частично в передаче “Мусульмане”. С сожалением констатирую, что этот мистифицированный фильм смотрят зрители СНГ и зарубежные зрители, которых этот фильм вводит в недопустимое заблуждение.

    Comment by А.Б | 20.01.2010 | Reply

  17. Ахсан устод! Ба даргохи Худо шукрона,ки точикон Шумобарин шахсиятхо доранд. Яъне хастанд касоне, ки гузаштагони бузурги моро дифоъ мекунанд. Худо ёру мададгоратон бод.

    Comment by Naimjon | 22.01.2010 | Reply

  18. Салом ба Салим Аюбзод ва ба хонандагони ин сомона. Агар ин ривоят хакикат дошта бошад, танхо ва танхо аз он сабаб, ки Темурланг аз чиххати хеле хунхору мардумозор буданаш бо баробари боз шудани кабраш аз касофати у бадию хунрези оламро фаро гирифт.Аслан вакти тамошо агар диккат дихед дуругину сохтакорихо ва вохимаи филмро баръало хис кардан мумкин аст. Ин пири фартут дар хакки устод Айни бехурмати зохир кард. чанд маротиба аст ки холо хам ин филмро дар канали “моя планета” намоиш медиханд. Вале сафорати мо мисли харвакта хомуш аст.

    Comment by Богбон | 22.01.2010 | Reply

  19. Пищущая братия знает один из секретов кухни для хорошей испечки утки. Надо будет найти человека нуждающегося в трибуне и могущего сказать самые неожиданные байки. Далее можно подобрать и фактологический материал и найти так называемых экспертов, которые могли бы если не напрямую, то хотя бы косвенно подтвердить все что говорит центральный персонаж.

    Исходя из этого, я считаю, что байки Каюмова – это хорошо продуманная провокация российских киношников, чтобы пересорить два братских народа. Думаю не стоило бы им выделять внимания.

    Comment by Rustam | 23.01.2010 | Reply

  20. Русские в наши дни очень завидують Американцам и блоку НАТО в том, что их армии набирають опыта в войнах против Афганистана и Ирака. А Российская армия в это время бездействует и практически не имеет опыта военных действий. Этим фильмом Россия хочет (но не дождутся) организоват вайну в Средней Азии. В такой ситуации в СА нужны умные и надежные президенты а не типа Ислома Каримова у каторого такие же имперские замашки как у русских.

    Comment by Mark Twain | 26.01.2010 | Reply

  21. Отличная статья, большое спасибо!Обожаю ваш блог!!!

    Comment by Broaloverma | 09.04.2010 | Reply

  22. Я с вами не согласна, Малик Каюмов рассказывает правду. Зачем ему врать? Выпускать фильм? Если это, как вы говорите враньё. Другие члены этой экспед.тоже участвуют в этом фильм. Значит ввывод получается такой: Все придумали, выучили и рассказали!? Но и другие участники экспед.могли снять фильм и доказать что Малик Каюмов всё врёт! Но, почему это не один человек не сделать в течение многих лет?
    Получается, что Малик Каюмов говорил ПРАВДУ!!!

    Comment by Мэл | 05.05.2011 | Reply

  23. что скажешь монгол есть монгол

    Comment by sino | 15.06.2011 | Reply


Leave a comment